Клуб Альто Клуб Альто
Выполняется загрузка, подождите...

Традиции гостеприимства у азербайджанцев

Азербайджанцы в Хакасии проживают уже много десятилетий, а с 2016 года зарегистрирована Хакасская республиканская общественная организация «Азербайджанская диаспора», которая принимает активное участие в жизни республики и популяризирует культурные традиции своего народа.

В Азербайджане Навруз – один из главных и любимых праздников. Его отмечают в день весеннего равноденствия, он символизирует обновление, Новый год для природы. За месяц до Навруза каждый вторник посвящен одной из них: воде, огню, ветру и земле. В природе весной первой просыпается вода, когда снег начинает таять, поэтому есть обычай: умываться в открытых водоемах и загадывать желание. Следующий вторник посвящен пробуждению огня или солнца. В начале весны оно уже светит ярче, прогревая землю. Есть традиция, что в этот вторник нужно очистить себя и свой дом. Для этого люди приходят на чылдаг – ритуал снятия страха с помощью огня. Предпоследний вторник перед Наврузом посвящен ветру. Он символизирует дыхание жизни. В народе говорят: ветер ругать нельзя, он приводит в движение все источники жизни. В этот день принято загадывать желания и завязывать ленточку на ветке дерева. 40 дней наблюдают: если ветер за это время сорвал ленту и унес ее, то мечты сбудутся. Вторник перед Наврузом символизирует пробуждение земли. Этот день принято проводить дома с семьей, чтобы весь год не разлучаться. Обязательно зажигают свечи по числу членов семьи. В этот день не говорят о плохом, не ссорятся. Наоборот, вся семья объединяется, готовит вкусный ужин, говорят только добрые слова. Тогда и весь следующий год будет таким: богатым, сытым и добрым. Обсуждают планы на праздник, готовятся печь национальные сладости.

Есть еще одна традиция: за месяц до Навруза каждый вторник по вечерам во дворах разводят костры. Они символизируют возрождение. Согласно народному поверью, костер должен разжечь мальчик, тогда огонь считается чистым. Через костер может прыгать каждый желающий. Обязательно нужно сделать три прыжка, чтобы сгорели все невзгоды.

Также за месяц до Навруза азербайджанцы сеют зерна пшеницы для символа праздника – семени. Круглые формочки заполняют ватой, сверху плотно выкладывают зерна и обильно поливают водой. К Наврузу пшеница прорастет яркими зелеными ростками. Семени – главный символ праздника, который несет удачу на весь год.

Традиционно на праздник пекут «пахлаву», «шекер буру», «шор гогол». У каждой хозяйки свои секреты выпечки. Шекер буру готовят вдвоем, так как тесто нежное и быстро черствеет, одна женщина раскатывает основу, вторая отвечает за начинку и декор. В качестве начинки используют свежие орехи – миндаль, фундук или грецкие. Их перемешивают с кардамоном и сахаром. Важно правильно, винтообразно защипнуть шекер буру, и можно выпекать 15 минут.

Пахлава - любимая сладость детей, которые с удовольствием помогают взрослым на кухне ее готовить. В классической бакинской пахлаве 10-12 тончайших, прозрачных слоев теста. А секрет сочности и мягкости пахлавы заключается в растопленном сливочном масле, которым смазывают тесто. Между слоями теста кладут медово-ореховую начинку. Перед запеканием пахлаву режут на ромбы. По одной версии, такая форма символизирует четыре части света, а по другой – звезду. Пока пекут праздничные лакомства, женщины рассказывают смешные истории, шутят. Считается, что в веселой обстановке выпечка получается еще вкуснее.

Важной традицией праздника является праздничная «хонча» – поднос, на котором специальным образом выложены угощения. Есть древние правила, как ее собирать. В ней должно присутствовать семь продуктов, название которых начинаются с буквы «с». На хончу кладут круглую лепешку «шор-гогал», «шекербуру» и «пахлаву». В середину ставят семени – те самые ростки пшеницы, которую посеяли за месяц до праздника. Каждый продукт на столе имеет особое значение. Семена пшеницы означают достаток, орехи – силу, круглая лепешка шор-гогал – солнце, шекербура – луну, пахлава – является символом звёзд на небе, а её слои (9 или 12) символизируют слои Земли, атмосферы. И обязательно по кругу ставят свечи по числу членов семьи. Навруз – праздник семейный. На ужин обязательно готовят плов, потому что рис – символ плодородия. Народ верит: чем веселее и радостнее пройдет встреча Навруза, тем счастливее будет год для семьи, а природа одарит хорошим урожаем.

В праздник дети бегают от двери к двери и «кидают шапки», в которые взрослые кладут сухофрукты, орехи, конфеты, даже яйца.

Один из древнейших видов спорта - човган. Он включен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, а его история насчитывает более тысячи лет. Матчи по човгану являют собой захватывающее зрелище: две команды всадников на лошадях карабахской породы с помощью клюшки изо всех сил стараются загнать мяч в ворота противника. В древности игра в човган была уделом юношей из аристократических семей. Считалось, что она помогает развивать ловкость, поэтому ее включали в программу подготовки к военной службе.

Самая любимая настольная игра в Азербайджане – нарды. Настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделённой на две половины. Цель игры - привести все свои фишки в дом и снять их с доски раньше, чем это сделает второй игрок. Игроки попеременно бросают кости и передвигают шашки в соответствии с выпавшими очками, проходят шашками полный круг по доске, в свой дом и выбрасывают их за доску Это не просто черточки на дереве и точки на кубиках - это метафора жизни, где путь к цели полон случайностей, но итог определяют принятые решения. Это мост, соединяющий эпохи и культуры. Это тихий вечерний разговор отцов с сыновьями за красивой доской и азартный спор друзей в уличном кафе. Это символом мудрости и умения предвидеть события.

Азербайджанские обычаи и традиции прошли большой путь, прежде чем сформировались в те их виды, которые есть сейчас. Традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни: сватовство, рождение детей, праздники, сбор урожая и многое другое. Кроме того, многие эти традиции воплощены в гостеприимстве народа, их культуре, народных верованиях, национальной одежде, народных гуляниях и развлечениях.

Отказ от приглашения в гости может быть расценен как личное оскорбление. Но и навязываться в этом вопросе никто не будет - желание гостя - закон, поэтому всегда можно договориться с радушным хозяином на другое время визита.

Встречая гостя у ворот дома, у его ног резали овцу, к рогам которой, кстати, были привязаны ленты. Кровь овцы просачивались под ноги гостя, последний опускал руку в кровь и перешагивал через жертвенное животное. Мясо овцы раздавалось нуждающимся.

Особое значение для азербайджанцев играет чай. В любом азербайджанском доме гостю первым делом предлагают чай. Всегда с чая начинается застолье, им же оно и заканчивается. Причем чай приносят даже в том случае, если гость пришел не посидеть с хозяевами, а по делу, на несколько минут. Национальной посудой для питья чая является «армуду» стакан, который по форме напоминает грушу.

Подача чая гостям-одна из древних традиций азербайджанцев, они, как правило, предпочитает макать в чай кусочек сахара, а затем кусочек и потягивать чай, вместо того чтобы добавлять в него сахар. Символом гостеприимства считается подача чая непосредственно перед основным приемом пищи с различными видами варенья (клубника, инжир, абрикос, ежевика, вишня, грецкий орех), сладостей и фруктовых десертов.

Главное в процессе приготовления чая техника кипятка. Запах и вкус свежего самоварного чая уникален и не может сравниться с другими чайными запахами. Азербайджанская семья из четырех человек употребляет около 6-8 кг чая в год.

Чай подают на любой церемонии в Азербайджане, будь то похороны или свадьба. Является ли чай сладким или без сахара показывает решение или, по крайней мере, мнение родителей девушки о браке в процессе сватовства. Сахар-ключевой показатель их согласия.

После чаепития подаются вторые блюда, зелень и свежие овощи, а затем - сладости или довга. Брать еду левой рукой не принято. Рис берут щепоткой, некоторые блюда также считается не зазорно брать рукой или кусочком хлеба. В городских условиях трапеза обычно проходит по европейским стандартам, с присутствием столовых приборов и индивидуальных порций. В сельской местности, особенно если речь идет о каком-то общинном празднике, правила поведения за столом более вольные и неформальные.

Азербайджанский обед может длиться около трех часов. В древнем Азербайджане существовал обычай: если выносили гостю полную сумку с продуктами на дорогу, это был намек на то, что гостю пора в обратный путь.

Одной из главных особенностей азербайджанской кулинарии, как и любой восточной, является неповторимый аромат и острый вкус блюд. Такой удивительный эффект азербайджанской пище придают разнообразные специи. Особое внимание стоит обратить на шафран и сумах (барбарис в порошке). Первый стал неотъемлемым компонентом многочисленных пловов. А сумах подается к мясным блюдам.

Отличительная особенность азербайджанской кулинарии - использование баранины. Из неё готовится долма - блюдо, представляющее собой виноградные листья, начинённые, как правило, мясным фаршем с рисом. Традиционно долму подают с мацони (кавказский кисломолочный напиток) или обычной сметаной, в которую добавляют толчёный чеснок и рубленую зелень.

Шах-плов - традиционное блюдо азербайджанской кухни, история которого уходит корнями в глубокую древность. Первые упоминания о плове встречаются ещё в 9 веке в трудах арабских путешественников. Его принято подавать к праздничному столу в виде гигантского пирога с начинкой из риса, мяса, овощей, сушеных фруктов.

Кюфта-бозбаш - бульон с мясными тефтелями, картофелем и горохом

Довга - суп из кислого молока Различные районы Азербайджана также могут похвастаться особыми способами приготовления пищи. Например, на северо-западе страны популярно блюдо хингал, которое очень похоже на пельмени. Его начинку делают из мяса, курута (высушенный творог) и жареного лука. Ленкорания знаменита цыплятами, фаршированными орехами, повидлом и луком.

Довга - суп из кислого молока Различные районы Азербайджана также могут похвастаться особыми способами приготовления пищи. Например, на северо-западе страны популярно блюдо хингал, которое очень похоже на пельмени. Его начинку делают из мяса, курута (высушенный творог) и жареного лука. Ленкорания знаменита цыплятами, фаршированными орехами, повидлом и луком.

Кондитерские изделия можно поделить на две группы: печенье и пироги с ореховой начинкой, которые знамениты как пахлава.

Губинская пахлава - вкусная восточная сладость из меда, тончайших слоев теста и орехов. Пахлаву пропитывают медовым или сахарным шербетом, украшают ромбовидным орнаментом, сверху расцвечивают шафраном.

Ногул - сахарное драже с неровной поверхностью, белое или разноцветное. Эта сладость, в которую добавляют тутовый или виноградный уксус и поджаренные семена кориандра, покрытая сахарным сиропом и рисовой мукой, похрустывая на зубах, рассыпается во рту на множество восхитительных сладких крупинок.

Шекинская пахлава – лакомство из рисовой муки, поджаренного и перемолотого фундука, перемешанного с молотыми семенами кинзы, – обладает изумительным ароматом и восхитительным вкусом.

Орешки в сахаре - поджаренный цельный миндаль или фундук в хрупкой сладкой корочке – настоящее лакомство. Для того чтобы его приготовить, в шербет из сахарного песка и воды добавляют орехи и всю эту массу осторожно помешивают деревянной ложкой, не останавливаясь ни на минуту. Немножко охладив, снова ставят кастрюлю на огонь и продолжают помешивать, чтобы орешки не слиплись. И так до тех пор, пока шербет не загустеет и не превратится в нежный хрустящий панцирь. Готовые ядрышки охлаждают в течение 30 минут.

Гырмабадам - густая тягучая масса с тонким запахом семян кинзы, наполненная измельченными ядрами орешков и посыпанная обжаренной рисовой мукой, дарит множество тактильных и вкусовых ощущений. Готовую смесь охлаждают в больших сковородах и прессуют в маленьких четырехугольных формочках.

Тел-халва - нежная халва, похожая на паутинку, просто тает во рту. Смешав на металлической подставке обжаренную муку с сахарным сиропом, азербайджанские кондитеры вручную вытягивают карамельную массу до получения тонких нитей. Тел-халва подается на стол вместе с розовой водой – «гюлябом». Тот, кто хоть раз попробует эту воздушную сладость, надолго запомнит ее вкус.

Кутаб - это мучное блюдо восточной кухни, тонкий пирожок в форме полукруга из пресного теста с начинкой. В качестве начинки часто используются зелень, мясо, лук, творог, тыкву.

Самый распространенный национальный напиток – это щербет. Он готовится из лимона, шафрана, сахара, семян базилика и мяты, а также разных фруктов.

Гранат (нар) - национальный символ Азербайджана. Он известен как «король фруктов» - прозвище, полученное за похожий на корону шлейф чашелистиков, которые прорастают из верхней части плода. Благодаря уникальному климату Азербайджана, здесь выращиваются выращивают более 200 сортов и ежегодно в садах страны собирают около 40 тыс. тонн сладких плодов. О гранате в Азербайджане слагают стихи, поют песни, устраивают праздники на которых чествуют символ и даже воздвигают памятники. В преддверии зимы в азербайджанском городе Гёйчай уже на протяжении долгих лет существует традиция собираться на праздник граната - Нар байрамы. Являясь символами азербайджанской природы и культурного наследия, гранат был представлен в качестве официального талисмана Европейских игр-2015 в Баку.

Что касается традиций в одежде, национальные костюмы азербайджанцев очень красивы и самобытны. Женские платья имеют изящный силуэт и покрой, подчеркивая гибкие страны азербайджанских красавиц. Они украшены замысловатой вышивкой, отделаны красивой «золотой» тесьмой. Мужская одежда также очень своеобразна. Она подчеркивает их мужественность, не стесняет их стремительных движений. Женскую одежду шили, в основном, из шелка и бархата, а мужскую из сукна и домашней кашемировой ткани.

Примечательный элемент костюма азербайджанцев - нижняя одежда. Она (и женская, и мужская) шилась из холщовой и хлопковой ткани. У богатых же красавиц - из шелка. Женская одежда отличалась яркостью расцветок. Поверх рубахи надевали короткий, приталенный, со сборчатым подолом кафтан, а зимой - дополнительно еще стеганую безрукавку.

Волосы женщины убирали в узкий прямой чехол, а на голову надевали невысокую шапочку с платком. Выходя со двора, особенно в городе, поверх платка накидывали еще шаль или особую длинную накидку - чадру.

Обувью у мужчин служили кожаные постолы, мягкие сапоги и башмаки с загнутыми кверху носами. Женщины носили дома носки собственной вязки, иногда с подшитой кожаной подошвой, а при выходе из дома надевали туфли без задников с небольшим каблуком и острыми, загнутыми кверху носами.

Зажиточные мужчины носили одежду, сшитую из дорогих материалов - тонкого сукна, шелка; черкеску украшали нагрудными карманчиками, в прошлом служившими патронташами, газырями, и перепоясывали тонким кожаным поясом, отделанным наборными серебряными украшениями. Богатые женщины также шили одежду из дорогих тканей - шелка, парчи, бархата; носили широкий кожаный или бархатный пояс с т вычурными серебряными пряжками и в подвешенными монетами. Костюм их дополняли многочисленные ювелирные украшения - браслеты, монисто, бубенчики, перстни. В настоящее время, как мужчины, так и женщины носят одежду общеевропейского типа.

Отдельные элементы национального костюма (папахи у мужчин, а у женщин - широкие юбки, шали, платки) можно встретить только в сельской местности, главным образом среди представителей старших возрастов.

Национальные танцы Азербайджана, а также настоящие уличные спектакли называют составным компонентом культуры этой страны. Одетые в национальные костюмы танцоры кружили вокруг прохожих и собирали вокруг себя толпы любопытных зевак. Одним из самых популярных является обряд «коса-косса» - танцы о приходе весны.

Молодежь собиралась небольшими группами и устраивала веселые импровизации прямо на улице, получая от благодарных зрителей в награду разные сладости. Бросается в глаза отличие мужских танцев от женских. Азербайджанские танцовщицы воспроизводят танец, в большей степени, верхней частью туловища: головой, руками, корпусом. Девушки околдовывают зрителей плавными движениями рук, изгибом талии, озорной улыбкой и поворотами головы.

В ходе археологических раскопок, проводившихся на всей территории Азербайджана, были обнаружены предметы, на которых есть изображения различных музыкальных инструментов, что свидетельствует об их древней истории. Материально-культурные образцы, произведения классиков поэзии, труды музыковедов средних веков, миниатюры художников, настенная роспись, дневниковые записи путешественников, музейные коллекции дают основание полагать, что в Азербайджане использовалось около 90 музыкальных инструментов. Вот некоторые из них.

Саз – это струнный музыкальный инструмент. Он составляет неотъемлемую часть искусства ашыгов. Ашыг - народный профессиональный поэт и певец, который создаёт мелодии, стихи, эпические сказания, поёт, аккомпанируя себе. Вместе с тем, саз является одним из символов тюркского мира, тюркской духовности. Физули сравнивал его с «сундуком тайн», и, считавшийся когда-то «шахом» всех инструментов. Творчество ашыгов, сочетающее в себе инструментальное и вокальное исполнительство, искусство художественного слова, танца (пластики) и актёрское мастерство, наряду с искусством мугама, составляют самые древние пласты азербайджанской национальной культуры. Искусство азербайджанских ашугов внесено в список нематериального культурного наследия человечества.

Тар - один из инструментов азербайджанского народа, с совершенным и блистательным звучанием, извлекаемым при помощи медиатора. Эти качества обеспечиваются изготовлением его частей из тутового, орехового и грушевого деревьев, обтянутостью открытой части корпуса сердечной пленкой крупного скота, количеством струн разной толщины и различными способами их связки и настройки. Тар всегда был одним из ведущих инструментов в музыке Азербайджана. Узеир Гаджибеков считал его «первым из инструментов по частоте использования», «самым ценным и самым важным из инструментов, способных расширить восточное музыкальное образование».

Кеманча - радостью полнящая сердца, ввергающая человека в мир грез и мечтаний, с печальным, прелестным звуком, была однострунным инструментом, имеющим длинный гриф и опору. В древности кеманча состояла из одной струны, потом прибавились еще две, современная кеманча состоит из четырех струн. Наибольшей популярности кеманча достигла в 16-17 вв. Кеманча - обязательный инструмент в ансамблях профессиональной традиционной музыки Востока - азербайджанского мугама. Используется также как сольный инструмент.

Одним из наиболее известных азербайджанских ремесел является производство ковров. Азербайджанские ковры известны своим богатством цветов, узоров и геометрических фигур. Традиционно они ткутся из натуральных материалов, таких как шерсть, шелк и хлопок. В Азербайджане существуют различные типы ковров, каждый из которых имеет свои особенности и характеристики.

Мы используем cookie-файлы. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать сайт лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.