Выполняется загрузка, подождите...
Чувашская Республика - субъект Российской Федерации. Столица - город Чебоксары. В 1952 г. по постановлению правительства СССР началось плановое переселение чувашей в Сибирь. Для многих чувашских семей аал Доможаков Усть-Абаканского района – это малая родина, здесь их корни, которые укрепляются детьми и внуками. Чуваши составляют 33% населения, проживающего на территории Доможаковского сельсовета, объединяясь в Местную национально-культурную автономию чувашей Усть-Абаканского района «Пилеш». А всего в Хакасии проживают около 2000 человека чувашской национальности. Чуваши дорожат своими традициями и придерживаются их в наши дни, отличаясь «спокойным» укладом жизни, в котором отражается миролюбивый нрав народности.
Жизнь и быт чувашей в прошлом основывались на календарно-обрядовых праздниках, которые были связаны с этапами сельскохозяйственных работ. Календарные праздники включали зимний праздник прошения хорошего приплода скота Сурхури, праздник почитания солнца Саварни, многодневный весенний праздник жертвоприношений солнцу, богу Тура и предкам Манкун, летний праздник поминовения мертвых Симёк, завершение уборки хлебов Чÿклеме.
Обрядовое содержание календарных праздников состояло из различных магических действий, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи. После официальной обрядовой части следовало народное гуляние с хороводами, играми, плясками. Позже аграрно-магические обряды несколько изменились. Причиной этому послужило крещение.
Обрядовое содержание календарных праздников состояло из различных магических действий, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи. После официальной обрядовой части следовало народное гуляние с хороводами, играми, плясками. Позже аграрно-магические обряды несколько изменились. Причиной этому послужило крещение.
Обрядовое содержание календарных праздников состояло из различных магических действий, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи. После официальной обрядовой части следовало народное гуляние с хороводами, играми, плясками. Позже аграрно-магические обряды несколько изменились. Причиной этому послужило крещение.
Обрядовое содержание календарных праздников состояло из различных магических действий, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи. После официальной обрядовой части следовало народное гуляние с хороводами, играми, плясками. Позже аграрно-магические обряды несколько изменились. Причиной этому послужило крещение.
До сегодняшнего дня сохранился у чувашей обряд помочей - Ниме. Когда предстоит большая и трудная работа, с которой хозяева не могут справиться сами, они просят помощи у односельчан и родственников. Рано утром хозяин семьи или специально выбранный человек обходит деревню, приглашая на работу. Как правило, все, кто слышит приглашение, идет на помощь с орудиями труда. Работа кипит целый день, а вечером хозяева устраивают праздничное застолье. Традиционные элементы сохранились и в семейной обрядности, связанной с основными моментами жизни человека в семье: рождение ребенка, вступление в брак, уход в мир иной.
К примеру, у верховых чувашей еще в прошлом веке существовал такой обычай – если в семье умирали дети, то последующего (невзирая на имя, данное при крещении) называли именем птиц или диких животных – Чёкеç (Ласточка), Кашкăр (Волк) и так далее. Старались, чтоб в обиходе закрепилось именно ложное имя. Полагали, что таким образом они обманут злых духов, ребенок не умрет, и род сохранится.
Чувашская одежда представлена разнообразием головных уборов, платьев и костюмов. По назначению она использовалась лишь примерно до середины XX века.
Национальная одежда не представляется без вышитого на ней строгого, но броского чувашского орнамента, так как он рассказывает о возрасте хозяина костюма, его статусе, состоянии, принадлежности к роду. В изделиях преобладает сочетание белого и красного цветов. По верованиям древних чувашей, они обозначают сакральную чистоту. Чаще всего чуваши изготавливали одежду из домотканого полотна, кожи, войлока, овечьей шерсти или сукна.
Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Холсты для будущих изделий умели ткать все деревенские женщины. Для этого они выращивали лен и коноплю. Обувь чуваши мастерили из дерева и луба. В гардеробе каждой чувашки была холстяная рубаха, которая ниспадала до щиколоток. В отличие от мужских рубах женские часто имели нагрудные узоры-обереги в виде Солнца. Поверх рубахи надевали вышитый передник. Согласно народным поверьям, узоры защищали владелицу рубашки от злых духов.
Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким кафтан-халатом или суконным кафтаном. Зимой чуваши надевали штаны из домашнего сукна и приталенную шубу из овчины со сборками на талии. Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило, их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность владельца шубы. Ведь если много сборок, значит и немало овчин ушло на ее изготовление. Мужчины носили холстяные рубахи длиной до колен. Здесь грудной разрез располагался справа и завязывался тесьмой. Простые рабочие рубахи ничем не украшались, а праздничные - имели вышивку на грудном разрезе, рукавах и подоле. Считалось, чем богаче узор, тем праздничнее одеяние. Однако мужской наряд орнаментировался скромнее женского. К примеру, на рубахе в области плеч вышивали узоры - символы неба, в области груди - узоры-символы огня, которые обозначали мужественность.
Головные уборы чувашей - уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами, а также мужские войлочные шляпы - одни из самых узнаваемых элементов чувашской одежды. Тухья - округлый головной убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням. Замужние женщины покрывали голову сурпаном - полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой. В обычные дни поверх него повязывали, узкую повязку на голову. По праздникам женщины носили открытую шапочку, богато украшенную монетами. Мужские головные уборы не орнаментировались. Летом мужчины носили черные или белые войлочные шляпы, а зимой - шапки с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом.
Имея богатую музыкальную культуру, чуваши создавали и использовали самые разнообразные музыкальные инструменты. С древних времен они сохраняли традиции проведения массовых мероприятий с участием музыкантов и чрезвычайно почитали умеющих играть на музыкальных инструментах, признавали за искусными мастерами волшебные свойства. Музыка и музыкальные инструменты присутствовали у них всегда, они сопровождали человека от рождения до конца его жизни и непременно использовались в различных ритуальных действах и церемониях.
В литературе об этом сказано: «У чуваш, даже у бедняков, не бывает ни одного домашнего праздника, ни одних похорон и поминок, на которых не хрипела бы сосновая трехструнная скрипка». У предков чувашей некоторые инструменты имели не только культовое назначение, но и военное. При проведении семейно-бытовых и календарно-земледельческих обрядов музыкальные инструменты выполняют обрядово-магические функции. Искусным исполнителям на этих инструментах молва приписывала магическую силу. Владеющий искусством игры на музыкальных инструментах, почитался за способность подчинять людей необъяснимой власти звуков своего инструмента. Это нашло отражение, например, в поговорках и загадках: «Душа есть, лишь крови нет», о скрипке, «Одна малюсенькая птичка весь дом на ноги подымает» - о волынке.
Шапар (волынку) обычно делали из кожи теленка либо домашней козы. Играют на нем сидя, отбивая ритм ногами. Считается, что волынка обладает магической силой. На нем играли, когда нужно было заговорить злых духов. Игру волынки можно было услышать на любом обряде, посвященных главным событиям в жизни человека – рождение, свадьба или похороны. У чувашей главным праздником считался Сурхури, который отмечали в период зимнего солнцестояния. Открывали этот праздник колядки и все пожелания, и заклинания пелись только под волынку.
Шапар (волынку) обычно делали из кожи теленка либо домашней козы. Играют на нем сидя, отбивая ритм ногами. Считается, что волынка обладает магической силой. На нем играли, когда нужно было заговорить злых духов. Игру волынки можно было услышать на любом обряде, посвященных главным событиям в жизни человека – рождение, свадьба или похороны. У чувашей главным праздником считался Сурхури, который отмечали в период зимнего солнцестояния. Открывали этот праздник колядки и все пожелания, и заклинания пелись только под волынку.
Дворы чувашей представляли собой вытянутые в длину прямоугольники, разделенные переулками. Передняя часть усадьбы - это собственно двор, на котором находится дом и большинство надворных построек. Позади дома находятся огород, баня, лазь (летняя кухня, служащая также для варки пива). Вход дома устраивался на восток, окно на юг. Лазь представлял собой бревенчатый четырехугольный сруб без окон, без потолка и пола, с открытым огнищем вместо печи посредине, с дырявой, дающей выход для дыма крышей, с маленькой дверью по фасаду.
При осеннем молении нового хлеба чуваши в доме, имеющем уже окна, по старому обычаю обращаются лицом к отворенной двери и бросают кусочки хлеба на печь, как бросали прежде на огонь, разведенный на земляном полу посредине избы. Дверь, в роли предполагаемого единственного источника света для избы, является и в других религиозных обрядах, связанных с браком, погребением и поминками: к двери подходит для произнесения молитвы жрец, к двери обращаются лицом и все молящиеся.
Чувашская кухня – это настоящая кулинарная поэма, где каждое блюдо рассказывает свою историю. Представьте себе: раннее утро в деревне, дым из печных труб поднимается к небу, а в воздухе витают ароматы свежеиспечённого хлеба и наваристой похлёбки. Так начинается день в краю, где кулинарные традиции передаются из поколения в поколение уже много веков.
Чуваши издревле славились умением создавать удивительные блюда из простых ингредиентов. Основа их кухни – продукты земледелия и животноводства. Мука, крупы, овощи, мясо – всё это превращается в настоящие кулинарные шедевры благодаря умелым рукам, особым техникам приготовления и секретным рецептам, которые хранят местные хозяйки.
Хуран кукли – одно из самых знаковых блюд чувашской кухни. Название переводится как «пирожки из котла», и это действительно особенные пирожки, которые не пекутся, а варятся в котле. В старину они были непременным атрибутом всех важных событий в жизни чувашей: их готовили на свадьбы, в честь рождения детей, во время праздников урожая. Считалось, что это блюдо символизирует достаток, благополучие и истинное гостеприимство хозяев. Традиционно их подавали с особым почтением – в общей деревянной чаше, а ели их, подцепляя деревянными спицами и макая в растопленное коровье масло, которое подавалось в маленьких глиняных чашечках. Такая подача превращала обычный приём пищи в настоящий ритуал единения семьи или общины.
Долгоиграющий Шартан - это популярное чувашское блюдо, которое готовится из желудка овцы, мяса, круп. Оно является по праву главным достоянием культуры чувашского народа. Процедура приготовления отличается трудоемкостью и занимает много времени. Поэтому, это вкусное и питательное блюдо преимущественно готовится по важным праздникам. Шартан готовится из печени, сердца, мяса, легких, круп и специй. Используется не только баранина, но и говядина. Получается невероятно вкусно и питательно. Желудок начиняется всеми необходимыми компонентами и запекается в духовке. Полусухая, ароматная, хрустящая корочка символизирует, что продукт готов к употреблению. Запекается мясо в капустном листе, так как это делает вкус более насыщенным.
Салма – удивительное блюдо чувашской кухни, которое сумело объединить в себе простоту повседневности и глубокий ритуальный смысл. В старину чуваши подходили к приготовлению салмы с особым трепетом, начиная с выбора муки. Использовали специальный помол, смешивали гороховую муку с ржаной, добавляли пшеничную, полбенную, а иногда даже пшённую или чечевичную. Каждая хозяйка имела свой рецепт, который передавала дочерям как драгоценное наследство. В чувашских деревнях существовало несколько способов приготовления салмы, и каждый имел своё особое название. «Татнă салма» готовилась из теста, раскатанного в виде небольших цилиндров, от которых отщипывали кусочки и скатывали в шарики. «Каснă салма» представляла собой классическую лапшу или квадратные кусочки теста, нарезанные ножом. А «кашăк салма» и вовсе имела оригинальную технику: тесто набирали ложкой и отправляли прямо в кипящий бульон или воду. Тесто могло быть двух видов: пресное на воде или молоке, второе - на кислое. Каждый вариант имел своих почитателей и свои особые случаи применения.
Йава - печеные без начинки шарики из пшеничной муки начиненных медом. Выкладывались на смазанной маслом сковороде в виде сот или семейки и запекались в духовке. Круглая форма йава символизирует начало новой жизни и является для чувашей символом плодородия. Йава считается ритуальным блюдом, часто подаются на праздники: Пасху, Рождество, Масленицу или свадьбы.
Хуплу - закрытый пирог из дрожжевого теста с мясом или рыбой, картофелем и луком. Изначально, в начинку добавляли крупу, но постепенно её вытеснил, появившийся в XIX веке, картофель. Потребление мяса, крестьяне считали роскошью, и поэтому мясной хуплу готовили в основном по торжественным случаям, и ни один праздник или застолье не обходилось без него. Много пекли на свадьбу - считалось, чем больше таких пирогов стоит на столе, тем богаче будет жизнь молодых. Хуплу готовится обычно в форме круга, реже полумесяца в глиняной посуде и печи: на пшено выкладывают мясо, лук, заливают бульоном и томят в нём. Сперва съедается верхняя румяная корочка, а потом - начинка. Круглая форма пирога символизирует солнце, а плетеная окантовка – лучи.
Для чувашей очень многое значат родственные связи. И сегодня чуваш старается соблюдать давно сложившийся обычай, по которому раз–два в году он должен был звать к себе на пир всех родственников и соседей. В чувашских народных песнях обычно рассказывается не о любви мужчины и женщины (как во многих современных песнях), а о любви к родственникам, к своей родине, к своим родителям. О чувстве долга перед матерью чуваши говорят: «Ежедневно угощай мать блинами, испеченными на своей ладони, - и то не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды».
Традиционно женщина в чувашской семье играла не менее важную роль, чем мужчина, хотя занимала более низкое, подчинённое положение. Старшая женщина в семье была главной хозяйкой дома, она заправляла невестками и незамужними дочерями, распределяла между ними работу, следила за порядком. Старшая женщина считалась главной хранительницей обрядов и семейных традиций. Также помимо приготовления пищи, уборки, ухода за скотом и воспитанием детей, женщины занимались домашним изготовлением холста и сукна, крашением ткани, шитьем одежды для всех членов семьи, огородничеством. До завтрака вся семья занималась домашними делами: женщины готовили, мужчины собирались на полевые работы, дети выгоняли скот на пастбища. Около семи утра все садились завтракать, после чего семья в полном составе отправлялась на полевые работы. В поле семья не обедала, а лишь перекусывала. Обедали уже дома около пяти или шести часов вечера. После приема пищи каждый занимался своими непосредственными обязанностями: женщины ткали, мужчины занимались плотничеством или гончарством, дети перенимали мастерство родителей – девочки помогали матери, мальчики отцу.
По чувашским традициям, приглашение в гости принято было повторять два раза. Гостей встречали словами: «Добро пожаловать!» Чуваши приглашали за стол всех без исключения, будь то родственник, сосед и даже незнакомец. На семейные торжества и праздники гости приходили по приглашению, представлявшему собой особое ритуально-этикетное действо со специальными пригласительными текстами.
Встреча гостей проходила на улице у ворот либо во дворе, либо дома с хлебом-солью и пивом. Застольем управлял распорядитель «починатель бочки». Рассаживались следующим образом: хозяин с хозяйкой на почётном месте, жена садилась по левую руку от мужа, мужчины располагались по правую руку от хозяина, а женщины – по левую, ближние родственники ближе к хозяевам, а дальние – почти у двери. Первый ковш с пивом подавался хозяину, а затем по очереди остальным мужчинам, хозяйке и другим женщинам. В то же время этикет требовал, чтобы гость, особенно женского пола, вел себя скромно, выпивал только небольшими глотками. Пиво преподносилось с пожеланием здоровья и выражением благодарности: «Тав сана!»
При приходе гостей чуваши показывали свое гостеприимство, выставляли на стол наиболее ценные припасы, имевшиеся дома или заранее приготовленные для гостей. Гостевыми блюдами являлись Шартан, масло, мед, не требовавшие много времени на приготовление горячие блюда: сваренные вкрутую и поджаренные яйца, пресные лепешки.
По правилам чувашского этикета во время торжественных случаев все гости вставали на ноги, а когда старики произносили благословления, люди моложе вставали на одно или два колена. Таким же знаком почтения и уважения был поклон в пояс. Молодая женщина – невестка, угощая гостей, делала перед ними два приседания, слегка сгибая колени.
В конце праздника уходящие благодарили хозяев: «Если чего не хватило – пусть добавится, а за лишнее простите». Каждого гостя провожали до самого порога.