Клуб Альто Клуб Альто
Выполняется загрузка, подождите...

Традиции гостеприимства у хакасов

Хака́сы - тюркский коренной народ Хакасии. Численность этноса составляет 80 тысяч человек. Являясь малочисленным народом, хакасы бережно хранят традиции и обычаи - древняя культура хакасов имеет большое значение для сохранения уникального наследия Сибири и России. Хакасский язык входит в восточнотюркскую ветвь, сибирской группы тюркских языков. На основе кириллицы основана современная письменность хакасов.

Хакасская одежда - исторически сложившийся комплекс народного костюма хакасов, не имеющий прямых аналогов в одежде других родственных народов. Покрой одежды хакасского костюма был приспособлен для верховой езды. Верхняя одежда, прилегающая в талии и широкая в подоле, не стесняла движений и лучше сохраняла тепло. Выбор материала, крой определялись традиционными укладами жизни, широко использовались материалы собственного производства - войлок, кожа и овчина. Повседневная одежда мужчин состояла из рубахи и штанов, заправляемых в сапоги. Рубаха имела большой отложной воротник, свободные рукава, которые заканчивались узкими манжетами. Сверху надевался халат из сукна или шелка (праздничный). Его подпоясывали широким цветным поясом. Головным убором служила меховая шапка цилиндрической формы.

Женские национальные костюмы отличаются красотой и изяществом. Основная деталь женского гардероба - длинное платье в пол. Заднюю часть делают длиннее передней, за счет чего достигается эффект шлейфа. Под низ надеваются штаны, которые не должны видеть мужчины. Поэтому их заправляли в сапоги. Платья традиционно шили из тканей ярких расцветок. Сверху наряд дополняется безрукавкой, имеющей приталенный крой. Ее делают контрастного оттенка, дополняют вышивкой, тесьмой. На праздники хакасские замужние женщины надевали национальное украшение - пого. Оно представляет собой нагрудник округлой формы, расшитый бисером, кораллами, перламутровым декором. Этот элемент костюма, символизировал плодородие, а его назначение связано с важным событием в жизни человека – вступлением в брак.

Интересен женский головной убор. Он выполняется в виде высокой округлой шапочки с расширением кверху. Передняя часть украшена вышивкой, ажурной тесьмой. Зимние шапки, сделанные из меха, имеют такую же форму. Такой покрой головного убора удачно гармонирует с расклешенным платьем.

Демисезонное пальто «сикпен» имело широкий и прямой покрой, шилось на подкладке c широким воротником шалью, застёгивалось на одну пуговицу, запахивалось слева направо и подпоясывалось. Покрой его совпадал с покроем зимней шубы. У многих на спине украшался вышивками, а спереди перламутровыми пуговицами.

Самым распространённым же типом головного убора хакасской женщины был платок из ткани. Платки были покупные, в большинстве случаев с узорами и кистями. На зиму покупали шерстяные или суконные шали. В зажиточных семьях женщины имели по несколько цветных шёлковых и шерстяных платков. Платок складывался по диагонали пополам и завязывался на затылке.

Самые привлекательные обычаи каждого народа - это их праздники. Они замечательны тем, что праздничная атмосфера помогает людям лучше узнать и понять друг друга.

Хакасы празднуют Новый год - «Чыл Пазы» в День весеннего равноденствия - 22 марта. Это один из главных календарных праздников хакасского народа. Встреча нового года весной, а не зимой, связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живёт» и «умирает» вместе со сменой сезонов. Праздник начинался с прилёта первых птиц, первого кукования кукушки и заканчивался первыми раскатами грома. Подготовка к празднику начиналась с шитья новой одежды, уборки всей территории аала и юрты. В это время нельзя допускать никаких ссор в доме, наоборот родным и близким старались дарить как можно больше внимания и душевного тепла. В день весеннего равноденствия, рано утром, жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца, затем возвращались домой, и кормили семейно-родовых духов-хранителей «тёсей». Праздновали «Чыл пазы» всем аалом - необходимо было зайти в каждую юрту с угощениями и обращением: «Пришёл Новый год, снялась змеиная шкура». Гостей угощали сыром, сметаной, чаем с печеньем.

Духов торжественно встречали, проводился обряд «Пай-Хазын» - подвязывания лент чалама на священную березу с просьбой о даровании успешного года, а также проводился обряд кормления огня «От-Ине». У хакасского народа издавна существует особое отношение к деревьям. Берёза - символ чистоты, защиты, связи между мирами. Традиция жива до сих пор: к таким деревьям приходят с чистым сердцем, привязывают чалама - ленты с просьбами и благодарностью духам. Белый – цвет чистоты. Синий – цвет неба и мира. Красный – цвет огня и солнца. Зеленый – цвет леса.

«Тун Пайрам» - праздник первого айрана, главный летний скотоводческий праздник, известный уже около двух тысяч лет. Исторически, знаменовал собой время перекочевки скота с зимника на летник, а также окончание весенних полевых работ и созревание первого айрана (кисломолочный напиток). Эти напитки считались целебными, их ни в коем случае нельзя было проливать на землю. Главным действом на празднике Тун Пайрам был обряд жертвоприношения. Для этого разводили большой костер, и шаман или старейшина обходил его 9 раз по часовой стрелке, произнося пожелания собравшимся и просьбы духам, бросая в костер жертвенную пищу. Тун Пайрам всегда проводился при большом стечении народа, после обрядовой части были организованы спортивные состязания, готовилось массовое угощение для всех гостей, приглашались певцы и музыканты, на это время забывались распри и прекращались споры.

«Уртун Той» - праздник урожая, проводится в день осеннего равноденствия, 22 сентября. Воспринимается как итог сельскохозяйственного года. В этот день подводятся итоги, стада возвращаются с летника на зимник, начинается подготовка к зиме, молодые люди играют свадьбы. Осенью и мышь богата - говорят хакасы. Во время праздника благодарили «Чир Ине» - духа земли за урожай, а на краю поля обязательно оставляли пучок несрезанных колосьев – «хыра улуз» - долю духа хозяина пашни. Также проводились традиционные обряды, выступления музыкантов и спортивные состязания.

Наиболее почитаемым среди хакасских мужчин состязанием до сегодняшнего дня является борьба - курес. Хакасская борьба является поясной: участник поверх одежды надевает на себя матерчатый кушак - «хур». Цель участника - бросить своего соперника на лопатки, не отрывая рук от пояса.

Тобит - хакасская настольная логическая игра, похожая на шашки. Фигурами для игры служили бабки «хазых» или другие кости домашних животных.

Музыка хакасского народа - это отражение широких степей, бескрайней тайги, бурных рек, вечного синего Неба. В ней мы слышим отголоски судеб многих поколений нашего края - величавость героических побед, печаль утрат и поражений, лирических отношений между мужчинами и женщинами. Музыка хакасов окружала постоянно: и в радостные моменты, и в печали.

Чатхан - древнейший, самый популярный и любимый струнный щипковый музыкальный инструмент, представляющий собой длинный прямоугольный ящик с натянутыми вдоль струн. Звуки чатхана сопровождали человека всю его жизнь: при рождении ребёнка, на свадьбе чатханист тахпахами благословлял на счастливую жизнь молодых.

Хомыс - струнный щипковый инструмент, имеет форму ковша и две или три струны. Струны изготавливают из капроновой лески. Корпус из сосны, березы, ели или кедра, обтягивается кожей диких животных

Теер (бубен) - изготавливался из деревянной обечайки, натянутой на неё кожи животного, а также различных колокольчиков, металлических подвесок и лент. Прежде всего, это ритуальный инструмент, необходимый для камлания шаманов, но вместе с тем, бубен является и музыкальным инструментом. После долгого запрета на шаманские культы началось возрождение древнейшей религиозной системы, и одним из центральных символов этого является изготовление новых бубнов. Односторонний рамный барабан, обтянутый кожей. Изготавливается из дерева и шкуры парнокопытных животных.

Хобырах (полая труба) – самый древний музыкальный инструмент, представляет собой тип продольной флейты. Традиционно этот инструмент изготавливается из зонтичных растений, которые имеют ствол в виде полой трубки (дягиль, борщевик, пучок). На этом инструменте исполняются импровизационные наигрыши, песенные и танцевальные мелодии (как соло, так и в ансамбле), за счет яркого и светлого тембра.

Традиционным жильем хакасов считается юрта. Строения делали просторными, с большой конусообразной крышей. Ранее они были переносными, так как племена кочевали с места на место. Их делали из жердей, войлока и бересты. В связи с переходом на оседлый образ жизни переносная юрта, постепенно исчезла из быта. Стали строить деревянные юрты. Стены складывали из бревен, крышу покрывали досками или корой. Юрты имели форму правильного многоугольника (с количеством углов от 6 до 12). В середине располагался очаг, обложенный камнями, над которым было отверстие для дыма. Пол утаптывали, ничем не покрывая. Низкая дверь юрты всегда была обращена на восток. Считалось, что выходя утром из юрты, хозяева кланялись восходящему солнцу, а заходя в юрту, кланялись очагу. Правая сторона юрты была женской половиной, левая - мужской. На женской располагали домашнюю утварь, ткацкий станок, принадлежности для шитья. В мужской развешивали оружие, раскладывали рабочие инструменты. Для хранения вещей использовались сундуки. Хакасские семьи имели множество посуды, которая была деревянной, медной, берестяной, глиняной. Пищу принимали за низким столиком.

Хакасский народ почитал духа огня От Ине. Он является оберегом семьи и дома. Утром, пока в огонь не бросят несколько кусочков пищи, из дома не выходили. На очаг нельзя было сметать мусор. Запрещается плевать на огонь. Огонь в другую юрту не давали. Для сохранения благополучия семьи женщины были обязаны ежедневно кормить духа огня. В огонь запрещалось бросать что попало.

Велика была роль огня в традиционной хакасской медицине. Как правило, ни одна лечебная процедура не обходилась без использования огня. Большое значение огонь имел в семейно-бытовых обрядах. Огню поклонялась молодая женщина, вступающая в брачную жизнь, молодая кормящая мать. При родах в доме обязательно должен был гореть огонь. Значимая роль огня в погребальном обряде.

Хакасы славились тем, что могли себе позволить заниматься выведением новых устойчивых к местному климату пород домашних животных. В народе до сих пор ходят разговоры, как с конца XVIII в. до начала XX в. хакасские баи ездили и привозили из далекой Канады породистых овец и скрещивал их с местными породами, добиваясь от них высокого качества шерсти и вкусного мяса, а самое главное - выносливости к местным климатическим условиям.

В Хакасии говорят: «Земля даёт нам всё, что нужно. И мы должны принимать этот дар с благодарностью!» Что нужно хорошему чабану, чтобы вырастить стадо? Тёплое солнце, большие пастбища, сочные травы. И всё это есть здесь, в нашей республике.

Баранина в Хакасии – не просто мясо, а часть традиций, истории, главное занятие нашего народа. И, конечно же, основу кухни хакасов составляли характерные для культуры скотоводов блюда из вареного мяса и искусственно скисшего молока, дополненные продуктами собирательства, земледелия, охоты и рыболовства.

Разнообразные блюда хакасской кухни свидетельствуют о наличии самобытной национальной культуры, имеющей глубокие традиции.

Хакасы принимали пищу четыре раза в день. Рано утром готовили завтрак, к которому обычно подавали сметанную кашу «потхы», пили чай с сыром. Раньше по тому, как девушка готовила это блюдо, определяли, какая она хозяйка. По поверью, мужчинам нельзя было соскребать и есть приставшую к казану корочку этой сметанной каши, иначе женатых ожидает нелёгкая жизнь, а у холостых в день свадьбы будет ненастная погода.

Около 12 часов дня делали обед, для которого обязательно варился мясной суп. Во второй половине дня, около 4-5 часов устраивали вечерний чай или паужин, а поздно вечером садились за ужин во время которого заправлялись мясом, ели супы, пили чай.

За столом соблюдался строгий этикет. Во главе его сидел хозяин юрты. По правую руку, со стороны переднего угла – почетные гости. Женщины, особенно невестки, размещались за отдельным столиком на женской половине юрты. Столы были низкими, поэтому сидели за ними согнув ноги по-турецки. Запрещалось сидеть на корточках или вытянув ноги вперед. Нельзя было есть стоя на ногах, а то обнищаешь, да и скот будет телиться стоя.

Мясо и супы никогда не солили, так как считалось, что соль влияет на зрение. Она стояла на столе в солонке, а куски пищи нельзя было макать в нее, иначе где-нибудь поймаешься на обмане, ведь мужчине нельзя жит без хитрости. Для вкуса в суп добавляли кислую творожистую массу «аарчы». Хакасы предпочитали употреблять в пищу супы «ÿгре» и различные бульоны «мÿн» с отварным мясом, которые варились в казане.

На ночь оставшуюся пищу обязательно закрывали: иначе злые духи ее обнюхают и принесут несчастье. Если во время ужина со стола упадет кусок пищи, его надо было поднять и съесть, но, если такое происходило утром или днем, есть его запрещали и выбрасывали собакам.

Самой почетной частью мяса у хакасов считается задняя часть овцы. Ее обязательно давали как гостинец - «тулуп» самому уважаемому гостю, но непременно отрезали кончик курдюка, чтобы счастье не покинуло двор.

Из жидкой крови делали колбасу «сымай хан», добавляя молоко или бульон, соль и тонкие кишки, затем она перевязывалась и варилась в воде. Согласно поверьям, завязанные места кровяной колбасы нельзя есть, иначе при возражении язык будет «связанным». Их отрезали и бросали в очаг как дар От Ине - богине огня.

Самым распространенным летним напитком был «айран», приготовленный из кислого коровьего молока.

Самым популярным видом злаковых являлся ячмень. Из него делали знаменитый талган, широко употребляющийся в кухне хакасов. Для его получения ячмень обжаривали в железной чаше, затем рушили в ступе до отделения мякины. Работа эта была очень тяжелая, поэтому каждый зашедший в юрту, обязан был несколько раз ударить пестом в ступе. В противном случае ему говорили: «Голова твоего отпрыска станет плешивой». Рушенный ячмень провеивали и мололи на ручной мельнице. Сейчас это один из главных гастрономических брендов Хакасии.

Самым популярным видом злаковых являлся ячмень. Из него делали знаменитый талган, широко употребляющийся в кухне хакасов. Для его получения ячмень обжаривали в железной чаше, затем рушили в ступе до отделения мякины. Работа эта была очень тяжелая, поэтому каждый зашедший в юрту, обязан был несколько раз ударить пестом в ступе. В противном случае ему говорили: «Голова твоего отпрыска станет плешивой». Рушенный ячмень провеивали и мололи на ручной мельнице. Сейчас это один из главных гастрономических брендов Хакасии.

В июне ездили за «халбой» - черемшой. Её солили и хранили в течение года в жбанах. Из свежей делали салат со сметаной. Черемшу возили в степные аалы Хакасии, где продавали или обменивали на продукты скотоводства. В степной части собирали дикий лук и дикий чеснок, которые ели как в свежем виде, так и применяли в качестве заправок для супов, изготовления колбас и других блюд.

В июле-августе собирали различную ягоды: землянику, смородину, кислицу, чернику, бруснику – всего более 15 видов. Ягоду употребляли в сушенном виде или толкли и смешивали со сметаной. Под влиянием русских крестьян хакасы научились делать варенье.

В августе собирали плоды черемухи, которые высушивали и мололи для дальнейшего использования. Так, деликатесом являлось блюдо «намырыт хайах» - муку черемухи смешивали с топленым маслом, талганом и толчеными сырцами. Все хорошо перемешивалось и замораживалось в слепой кишке. Такое блюдо подавалось только почетным гостям. Его обязательно привозили родителям невесты после свадьбы в девяти казанах.

Мы используем cookie-файлы. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать сайт лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.