Клуб Альто Клуб Альто
Выполняется загрузка, подождите...

Традиции гостеприимства у шорцев

Тюркоязычный народ. В настоящее время проживают в основном в Хакасии и Кемеровской области (около 13 000 чел.). Шорский язык относится к хакасской подгруппе. Традиционно они вели оседлый образ жизни, занимались выплавкой руды, кузнечным делом, охотой, земледелием. Основу духовной жизни шорцев составлял шаманизм.

Мужская и женская одежда шорцев почти одинакова, состояла из рубахи, штанов и халата с вышивкой у ворота, на обшлагах и подоле. Зимой надевали несколько халатов. Женщины носили платки, мужчины – шапки. Характерной особенностью шорского женского платья было наличие аппликаций – двух полосок контрастной ткани, которые пришиваются поперёк платья в разных местах.

Особое внимание обращается на материал, который определял предназначение зимней и летней одежды. Если повседневная одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приёмов драпирования фигуры.

Будничные платья – из ситца, сатина, фланели, для праздничных платьев используют дорогие шелка, украшают их однотонными полосками из другого материала. Эти изделия насыщены цветом. Замужней женщине нельзя ходить с непокрытой головой даже у себя дома, чтобы не показаться в таком виде старшим мужским родственникам мужа и не нарушить старого обычая.

Обычно голову повязывали платком, складывая его треугольником: один угол опускается на спину, а два других завязывают на затылке узлом. Другой способ: концы платка не завязываются сзади, а перебрасываются на лоб, где свиваются жгутом. Платок обычно ситцевый с узором, в котором преобладали красный и жёлтый цвета. В праздничные дни надевают старинную шапку порук, отороченную мехом соболя.

Мужская рубашка шьётся из той же хлопчатобумажной ткани, что и женские платья, и халаты, по кокетке украшается мелким узором или полосками другой ткани, по подолу пропускается орнамент аппликацией по ткани. В целом утвердилась традиция дополнения аппликации всевозможными украшениями. Среди них такие, как бисер, разноцветные бусы, пуговицы различной формы и размера, монеты, кусочки меха и другие.

Головные уборы мужчин разнообразны: картузы из ткани, кожи или бересты; круглые холщовые шапки в форме колпака с круглой тульей, на макушке, собранной в сборки, иногда вышитой; охотники носили подобие капора с завязками; зимой – меховые шапки. Зимой надевали несколько халатов. Их носили, запахивая слева направо и подпоясывая длинным поясом кур, который ткали на самодельном станке из шерсти нескольких цветов.

Обувью служили кожаные сапоги «Тазыхан» с длинными голенищами. Вместо портянок ноги обматывали мягкой травой-осокой. Южные шорцы делали одежду из конопли и кендыря, северные - чаще из покупных тканей, зажиточные носили покупную одежду, зимой - овчинные шубы, крытые материей.

В настоящее время идет процесс возрождения духовной культуры шорцев, которое подчас выражается в возобновлении традиционных культовых обрядов, в праздновании особых «национальных» праздников. Каждый год, в июне, шорский народ отмечает праздник, который называется «Албаа-Пайрам».

Праздник проводится, когда жители заканчивают посев трав на своих полях, посадку овощей на огородных участках. Праздник начинается с обряда благопожелания «шачиг» – все жители и гости, взявшись за руки, идут по кругу, а в середине горит огонь. Шаман танцует, задабривая дух огня и прося у него мира и процветания всем собравшимся. На праздник собирается очень много народу. Жители каждого поселка ставят свой стан, в котором представляют предметы быта, национальные блюда.

Все собравшиеся одеты в национальные костюмы, исполняют народные песни и героические сказания о шорском народе.

На празднике проводятся спортивные соревнования: стрельба из лука, борьба, скачки. На этом празднике все гости, а особенно дети, узнают обычаи и традиции шорского народа.

У шорцев есть свои популярные национальные игры, например,

- состязание плеткой «Камчы», задача состязающихся - правой рукой справа на лево через сторону сшибить плеткой все баклуши;

- «Кемзин?» (Кто ты?) - играют на открытой площадке в две колонны. Справа у каждой команды расчерчены отметки: заяц, лиса, волк, медведь - уровни сложности метания палки (от «зайца» до «медведя»). Игрок стоит на месте и кидает палку до отметок. Отметка «заяц» - это начальный уровень, игрок стоит на месте и кидает палку до отметок. Выигрывает та команда, которая дойдет до «медведя».

«Пайрам-Мылтык» - праздник охотников или праздник ружья. Он также проводится специально для детей, чтобы они знали праздники и обычаи своего народа. Праздник отмечается 19 января и посвящен охотникам. Мальчиков и юношей посвящают и рассказывают, как раньше собирались на охоту и как охотились. Охотники долгие месяцы проводили в тайге и возвращались с хорошей добычей, к их возвращению был приурочен праздник «Мылтык». На празднике все повязывают на березу ленточки. И просят при этом благополучия всем людям, своим родным и близким. Ленточки разных цветов: белый – чистота помыслов и всех дел, здоровье; красный – символ солнца, тепла, жизни и достатка; голубой – символ чистого неба, просят о хорошей судьбе. Традиционные состязания этого праздника – перетягивание палки, тем самым определяли самого сильного парня, а также стрельба из лука – определяли самого меткого. Все собравшиеся на праздник вставали в круг, водили хоровод и желали друг другу всего хорошего. В этот день принято есть блюдо «пельбень», со спрятанными в них мелкими знаковыми предметами-предсказаниями (спичка, монета, бумажка и тому подобными), отмечается 18 января. Каждая вещь олицетворяет какое-либо событие, которое должно произойти в нынешнем году.

Национальные инструменты сыграли и играют до сих пор очень важную роль в жизни каждого народа – это предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также не музыкальные неорганизованные звуки, для музыкального исполнения.

Кай-комус - национальный музыкальный инструмент шорцев является самым излюбленным и распространенным. Двухструнный щипковый инструмент с квартовой настройкой струн имеет овальную форму корпуса с длинным грифом и ладками. Инструмент этот обычно украшается рисунками и имеет различные строи в зависимости от размера корпуса и длины струн. Изготовляют его сами сказители. В давние времена в качестве струн для кай-комуса применялись жилы животных, сейчас современные мастера по изготовлению национальных инструментов используют обычные гитарные струны. Кузов и гриф с головкой выполнены из цельного дерева (пихты), дека изготовлена из трёхслойной фанеры и соединена с кузовом гвоздями.

Топшур - щипковый музыкальный инструмент с 2 волосяными струнами. Длина около 80 см. Способ игры - бряцание. Название инструмента происходит от «топа» - удар, бряцать - «хур». Струны настраиваются чуть шире кварты. Именно такой строй и такой тип игры дает характерный колорит топшурной музыке. Обычно топшур используют кайчи (народные сказители) для исполнения эпосов.

Бубен (тӱӱр) - барабан шамана. Отличительной особенностью шорских бубнов является их большой размер в отличие от бубнов других народов. Использование бубна в качестве музыкального инструмента – это современное веяние. Во второй половине 30-х годов шаманским бубном стали пользоваться ансамбли и оркестры, но в качестве барабана. Сегодня его используют многие артисты эстрады и театра.

Бубен (тӱӱр) - барабан шамана. Отличительной особенностью шорских бубнов является их большой размер в отличие от бубнов других народов. Использование бубна в качестве музыкального инструмента – это современное веяние. Во второй половине 30-х годов шаманским бубном стали пользоваться ансамбли и оркестры, но в качестве барабана. Сегодня его используют многие артисты эстрады и театра.

Из танцев у шорцев был наиболее распространен «Сехрыш»: танцующие становились в два ряда лицом друг другу, передвигая соединенными вместе ступнями ног. Одни двигались в одну сторону, другие в обратную. Танец этот прост и исполнялся во время празднеств и свадеб.

Шорцы жили оседло. Их переселения носили временный характер и вызывались характерностями производства: это было либо переселение со всей семьей на пашню во время посева или уборки урожая, либо мужская часть переселялась во временное жилище, устроенное в глуши горной тайги, в районе зверового промысла. Селились шорцы, особенно южные, маленькими селениями, удаленными друг от друга на большое расстояние. В конце XIX - начале XX в. у шорцев было в основном два типа жилища. Один - деревянный шалаш «одаг» из бревен, досок и жердей, крытый берестой, с земляным полом и очагом посредине. Этот тип сохранился в качестве временного жилья на пашнях во время земледельческих работ и в местах охоты. Другой тип - срубная бревенчатая низкая юрта (четырехугольная), с покрытой берестой крышей. Глинобитный очаг (кебсге) находился у стены влево от двери. Нередко очаг имел трубу, сплетенную из прутьев. В таких случаях очаг состоял из двух обмазанных глиной досок, поставленных вертикально к стене.

Внутреннее убранство шорских жилищ поражало скудностью и примитивностью. Только дома богачей имели обстановку характерную для зажиточных крестьян и мещан. Хозяйственными постройками деревянные срубы на четырех столбах, предназначавшиеся для хранения мяса, зерна, и амбары с полом, крышей и дверью, на четырех-шести столбах, врытых в землю. У торговцев амбары достигали значительных размеров - двух- и даже трехэтажные, крытые тесом. Позже в домашнем быту шорцев произошли большие изменения. Широко распространилась у шорцев срубная изба, несравненно более теплая, удобная и гигиеничная, а с ней и соответствующая домашняя утварь (столы, скамьи, табуреты, кровати, шкафчики, посуда и др.) и хозяйственные постройки (амбары, загоны и стойла для скота).

Скотоводство у шорцев, по сравнению с другими народами Южной Сибири, было развито слабо из-за отсутствия удобных пастбищ и хороших лугов для сенокосов. Скученность скота на этих прогалинах приводила к быстрому вытаптыванию и гибели растительности. Но, несмотря на неблагоприятные условия, даже в самых глухих местах к началу XX века шорцы разводили лошадей крупной породы, низкорослых коров. На одного жителя в среднем приходилось по две лошади и столько же голов крупного рогатого скота. Встречались семьи, содержащие до 20 животных, овец не более 2-З-х. Пчеловодство у шорцев сочеталось с бортничеством - самые большие пасеки них насчитывали до 1000 ульев.

Издавна основной пищей в рационе народа было мясо зверя и птицы, рыба, дикорастущие растения. Корни дикого пиона сушили, затем несколько раз варили, чтобы избавиться от ядовитых веществ. Потом растирали в ручной мельнице и делали муку, готовили каши и лепешки. После развития земледелия стали использовать ячменную, пшеничную муку и крупу. Кусочки теста варили в воде или молоке с мясом и рыбой.

Пресные лепешки варили в воде и ели с ухой. У зажиточных шорцев на севере был распространен хлеб и конина. Шорская кухня очень калорийна, потому что практически в каждом блюде присутствует мясо, едят его шорцы всегда и в больших количествах. До сих пор народ не использует мясорубку или современные блендеры, мясо принципиально измельчают ножом или сечкой, а жарят только на жирной сметане. Самое любимое блюдо шорцев - пельмени «пелбен». Готовят их тоже по-особенному: тесто делают из ржаной муки, фарш может быть из говядины, оленины и конины, в мясо добавляют измельченные кедровые орехи и молоко. Лепят пельмени большими, полукруглой формы, как вареники и варят в молоке, иногда разведенном с водой.

Любимыми у народа являются напитки на основе толокна, с молоком, чаем, медом, сметаной, маслом, растительные чаи из душицы, шиповника, черемухи, иван-чай, айран и сыворотка, буза, арака, сыра.

Из выпечки популярны пирожки с различными начинками, хворост, лепешки с мясом, крупный шорский пирог с начинкой «кюрмек», который готовится из кислого теста с различными начинками: рубленым мясом, салм и луком; очищенной рыбой и картофелем, курицей, медом и черемухой.

Шорский пирог - желанная сладость из тех времен, когда шорцы не знали сахара. А когда узнали, то стали готовить вкусные сладкие блюда, такие, как «катама» - сладкое тесто, обжаренное в кипящем масле, «топак-каурсак» - булочка из сладкого теста с маслом. Но ягоды по-прежнему в большом почете у шорских хозяек. Они любят и отлично умеют готовить кисели, компоты, пироги с садовыми и лесными ягодами, а также варенье.

Во время застолья почётным гостям подавали нарезанное мясо и кость задней ноги, гость отрезал кусочек и бросал в огонь, кормил духов. Запрещалось уважаемым людям подавать шейные позвонки и кость передней ноги, грудная кость доставалась хозяину.

Мы используем cookie-файлы. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать сайт лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.