Выполняется загрузка, подождите...
Тувинцы - тюркский народ, коренное население Республики Тыва. Язык входит в саянскую группу тюркских языков. Верующие - буддисты, сохраняются также традиционные верования в шаманизм.
Одежда тувинцев, называлась тон и запахивалась на правую сторону. По его внешнему виду можно было определить статус человека. Длина пояса имела свое тайное значение - она не могла быть короче 3-х метров. Чем длиннее кушак, тем состоятельнее считался человек. При этом длина пояса должна была быть нечетной – три, пять или семь метров. Бедные же люди не могли иметь длинный кушак – не имели на это право. Кушак начинали оборачивать вокруг талии «по ходу солнца» т.е. по часовой стрелке, с области пуповины и заканчивали на спине. Кончик кушака не должен был болтаться, «чтобы не упустить счастья». Кушак, как и шапку, также нельзя было класть, куда попало. Снимали его обычно перед сном, поэтому в завернутом виде клали себе под голову или под шапку. Особенно этого придерживались в чужом месте.
Одежда была однотонной — фиолетовой, зелёной, синей, красной, жёлтой. Верх наряда украшал стоячий воротник, собранный из разноцветных полос ткани.
В межсезонье носили короткие овечьи шубы мехом наружу, зимой заменяли длиннополыми, застёгивающимися с правого бока. Обувь - сапоги из сыромятной кожи с вытянутыми и загнутыми вверх носками. Праздничные пары украшались аппликациями с геометрическими, растительными, анималистическими орнаментами. На мужской обуви ставились знаки, главным образом, буддийские символы, означающие силу и могущество. Значение обуви для тувинца можно определить следующей тувинской поговоркой: «Когда обувь худа, дверь далека», т.е. при стоптанной (рваной) обуви даже до двери не дойти (неловко). Головные уборы - популярны были шестиклинные шапки, шляпы с высоким остроконечным верхом, отороченные по полям мехом. Замужние украшали их меховыми кистями, красными лентами.
Тувинцы ежегодно отмечают национальные праздники.
Шагаа - это традиционный тувинский праздник проводов старого года и встречи нового. Тувинцы празднуют новый год, соблюдая 12-летний цикл, где каждому году соответствует определенный вид животного: год мыши, коровы, тигра, кролика, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, курицы, собаки, свиньи.
В первый день нового года рано утром все одевают нарядные национальные одежды, выходят, и, неся подносы — «деспи», деревянные тарелки с варенной бараньей грудинкой и разными яствами, вместе поднимаются на возвышенное место, где участвуют в обряде «сан салыр». Каждый старается попасть на этот обряд потому, что считается кто примет участие в проведении данного обряда, то тому в новом году будут благоволить добрые духи и божества, его ожидают успех и удача. Наступление Нового года празднуют три дня подряд, люди, играют в различные игры, поют песни, играют на музыкальных инструментах, слушают сказителей, устраивают гадания и часто это действо происходит в юрте самого старого и почитаемого человека.
Шагаа - это бытовой и религиозный праздник, во время которого происходит единение родных и близких людей, а также осуществляется воспитательный процесс молодого поколения почтительному отношению к возрасту человека, к людям старшего возраста, а также умению ценить и уважать время и жизнь.
Обряд Сан-Салыр - возжигание ритуального костра, место установления которого предварительно тщательно очищается. Его, как правило, устанавливают на возвышенном и чистом месте, на восточной стороне. Дрова или палочки, которые берутся для костра, должны быть ровными и чистыми. В зависимости от местных традиций, складывают их по-разному: одни в виде четырехугольника, другие в форме пирамиды. На сооруженной из снега небольшой горке устанавливали три больших камня и на них устраивали жертвенный костер, на который кладут ветку можжевельника и лакомую часть принесенной белой пищи. Все эти действа воспринимаются как подношение божествам разного ранга, хозяевам местности, а также как «угощение» самому божеству огня. При этом обязательно обходили три раза жертвенник сан-салыры произнося «йөрээлдер» – благопожелания и просили благополучия в наступившем году.
Обязательно занимаются уборкой жилища - войлочные ковры, кожаные вьючные мешки, постель, одежду, обувь выносят и чистят на снегу, всё старое выбрасывают или сжигают.
Существует традиция приветствовать старших людей по особому обычаю «чолукшуур». Суть обряда: старший протягивает обе руки ладонями вниз, а младший раскрытыми ладонями дотрагивается локтя старшего, при этом оба склоняют головы. Таким жестом выражают уважение друг к другу. При этом одни говорят: «Мира Вам!», а другие отвечают: «Мира и Вам тоже!» Не приветствовали друг друга только супруги. Также вовремя Шагаа младшие показывают своё уважение к старшим, преподносили подарки, а старшие, в свою очередь, обещали поделиться жизненным опытом. Праздничный стол на Шагаа - время радушия и гостеприимства, поэтому дома накрывают богатые столы с традиционными угощениями. Среди обязательных блюд: варёная баранина, говядина, дичь, «белая пища» — блюда из молока и муки, символизирующие чистоту и достаток, буузы - тувинский аналог пельменей на пару, солёный молочный чай. Почётная еда - овечий курдюк, который устанавливают в почётной части юрты и обкладывают по краям лепёшками.
Наадым - тувинский национальный праздник животноводов. Проводится ежегодно в середине августа. Так как именно середина лета считалась временем избытка и достатка, когда и скот был упитан, и было обилие молочных продуктов, да и вся природа была расцветшей благодатью. Можно было устроить пир на весь мир, собрать всех родственников и друзей. Он обязательно включает в себя танец орла, национальную борьбу «хуреш», конные скачки, стрельбу из лука, конкурсы на лучшую национальную юрту, одежду и снаряжение.
В старину одним из самых зрелищных развлечений было соревнование «кто больше съест» - победитель получал коня.
Обрядовые игры и танцы в праздничные дни в Туве несут разнообразный символизм и выполняют социально значимые функции.
Среди традиционных струнных особое место занимает «игил» – двухструнный смычковый инструмент. Архаические черты, сохранившиеся в его внешнем облике, и его репертуар, включающий песенные мелодии и программно-изобразительные произведения, свидетельствуют о древнем происхождении инструмента в кочевой среде. Неразлучный спутник многих народных музыкантов он многократно упоминается в героическом эпосе тувинцев, сказках, легендах, преданиях и песнях, что также подтверждает древность его бытования. Тувинский игил имеет овальный корпус, переходящий в длинную шейку, которая заканчивается резной головкой в виде головы лошади, две струны из конского волоса, кожаную деку, иногда с резонаторным отверстием. Смычок игила имеет форму лука. Существует поверье: если струны сделаны из сочетания волоса хвостов лошадей, обладающих мелкой и крупной иноходью обладает особым звучанием.
Хоомей - это не просто пение в привычном нам смысле. Это уникальная вокальная техника, при которой исполнитель (хоомейжи) извлекает одновременно два или даже три звука: низкий основной тон (бурдон) и один или несколько высоких обертонов, которые складываются в мелодию. Одно из самых известных направлений в национальном творчестве, которое получило мировое признание.
В традиционной культуре тувинцев фольклор имеет важное значение, они отражают мировоззрение народа, традиции и обычаи. Песни отражают историю тувинского народа. В них разнообразны сюжеты: сиротские, трудовые, скотоводческие зазывания, сказочные сюжеты, образы природы, времён года и погоды, исторические сюжеты. Скотоводческие заговоры исполняются ранней весной для приучения самок домашних животных к детёнышу. Танцы отражают эстетическое восприятие окружающей среды, трудовые процессы, характеры людей. Тувинцы отбирали из национальных игр, обрядов и трудовых процессов конкретные темы, удобные для воплощения в танце. Например, в пляска теп - движения ногами, уподобляемые топоту сакральных животных, в ритуальная пляске «девиг» «танец орла» - жесты руками выражают полёт птиц, облетающих просторы, и почтение матери-земле.
Вплоть до середины 50-х годов большинство население Тувы жило в войлочных юртах. Впрочем, и до сих пор некоторые тувинцы сохраняют традиционный образ жизни животноводов (аратов), которые в летнее время живут в юртах. Войлочная юрта идеально приспособлена к кочевой жизни. Ее можно свернуть и погрузить на транспорт буквально за час, и также быстро поставить на новой стоянке. Раньше разборную юрту при сезонных кочевках транспортировали на повозках, в настоящее время для этого используется грузовой автомобиль, на котором перевозится юрта со всем скарбом.
Юрта - шедевр кочевой цивилизации, создававшийся веками и не потерявший актуальности даже сейчас, когда кочевое животноводство по большему счету отмерло. Тувинцами она используется и по сей день – в современных аратских хозяйствах. Юрта – свидетельство цивилизации, которая до сих пор не потеряла своей сути. Само слово «юрта» возникло от тюркского слова «юй» (большой), большое вместительное жилище.
Самой большой драгоценностью у тувинцев считаются дети. Тувинцы их не целуют, а нюхают, считая именно такое проявление ласки наивысшим проявлением свои нежных чувств. Если маленького ребёнка нужно было вынести из дома, его лоб обмазывали сажей, а к одежде пришивали когти медведя или орла. Кроме того, у тувинцев бытовал обычай давать ребёнку несколько имён, в том числе неблагозвучных, чтобы злым духам было труднее украсть его душу.
Основная специализация животноводство (овцеводство, мясомолочное скотоводство и коневодство). В тундре разводят оленей, в горах - яков, на юге, в полупустыне, - верблюдов. Большой удельный вес в питании населения составляют молочные продукты: свежее и кислое молоко, сметаны, кумыс, творог сушеный, несоленый сыр. Самое популярное кушанье – молочные пенки (ореме), полученные длительным кипячением молока на слабом огне. Охлажденные пенки укладывают в посуду слоем 5 см. Тувинская кухня использует в значительных количествах крупы. В качестве гарнира подаются чаще всего каши – просо, перловая, пшенная, ячневая, гречневая, рисовая.
Традиции гостеприимства у тувинцев.
Любого человека, который случайно проходил или проезжал мимо аала или юрты, тувинцы непременно приглашали к себе в жилище, чтоб поднести ему в знак гостеприимства «аяк» - пиалу горячего чая с молоком.
Гость желал благополучия и мира семье хозяина юрты, коротко произнося слова приветствия: «Мира вам и благополучия» и ответ «Мира и вам». Если гость и хозяин знают друг друга, то они проводили ритуал: гость вытягивал руки ладонями вверх, хозяин опускал на них свои ладони, и они оба кланялись друг другу. Если гость значительно старше хозяина, то первым протягивал руки хозяин, а при встрече сверстников - каждый из них стремился протянуть руки первым, демонстрируя вежливость и уважение. Хозяева юрты после обмена приветствиями обязательно угощали гостя чаем, и за чашкой чая обменивались новостями.
По традиции тувинцев, когда принимают гостей, ставят столик и садятся со скрещёнными ногами вокруг него. На столе ставят угощение из молочных продуктов и муки, сладости. Также на столе может быть вареное мясо, выпечка, кровяная колбаса, тувинские пельмени и другие блюда. Перед началом застолья нужно было угостить духа очага. Хозяин наливал напиток в чашку, опускал в неё безымянный палец и, прежде чем подать гостю, жертвовал несколько капель духам-покровителям. Напиток подавали двумя руками, показывая этим своё уважение.
Первым подавался свежий молочный чай, его наливают хозяину, после - старикам и почётным гостям. По традиционному порядку угощения у тувинцев, после взаимного приветствия и обмена трубками гостю или путнику предлагали кумыс, хойтпак или молоко. Затем подавали различные кушанья, среди которых: чай с молоком, домашний сыр, сушёный творог со сметаной, поджаренное толчёное просо, талкан (мука из поджаренного ячменя) и другие.
Почётному гостю подавали заднюю часть барана с хвостовой частью и кость задней ноги. Гость, поев немного, отрезал небольшие куски мяса и раздавал всем присутствующим. Следующим по значению и степени гостю подавали грудную часть, остальным - лопатку и другие куски бараньей туши. После угощения мясом гостям в обязательном порядке подавали суп или бульон.
Некоторые блюда тувинской кухни:
Хуужуур – блюдо из рубленого мяса, завернутое в хрустящее тесто. Его ловко и красиво «запаковывают» в грушевидной форме, чтобы удобнее было держать и делают косичку сбоку в виде полумесяца, а затем обжаривают до золотистой корочки в большом количестве масла.
Согажа - блюдо, в котором нежную часть печёнки поджаривают на углях, после чего режут и обматывают тонким сальником, нанизывают на шампуры, солят и дожаривают.
Кара мүн - переводится как «чёрный бульон» полученный в результате варки бараньего мяса и субпродуктов, а также добавления различных круп - проса и риса.
Изиг-хан - кровяная колбаса.
Ужа - нижняя часть туши курдючного барана, варится в большом количестве воды.
Тырткан - колбаса из кишок и мелкорубленного мяса.
Чөреме - кушанье в виде колбасы-жгута, приготовленное из нарезки желудка и кишок.
Ижин-хырын - мелко нарезанный бараний ливер, приправленный луком и чесноком, подаётся в жареном виде.
Быштак - прессованный сыр из цельного молока.
Манчи - вареники, для изготовления которых делается простое и очень тугое тесто из воды, муки и соли. Интересно, что в Туве существует классификация манчы по размерам. «кулак манчы» – пельмень-ухо, «куске манчы» – пельмень-мышь, «чурек манчы» – пельмень-сердце, «чудурук манчы» – пельмень-кулак. Самый маленький манчы, с величиной с кончик большого пальца, называется кыдат манчы -китайский пельмень. Начинку для чурек манчы, как правило, делают из ээжегей с чоогей, а для куске манчы – из крови с салом.
Тараа из проса - закуска, в которой обжаренные и очищенные зёрна заваривают горячим чаем в пиале, а в набухшие зёрна добавляют каймак (или сметану)
Тувинская чайная церемония
Чай с молоком – это национальная традиция и культура тувинского народа. Чай является продуктом первой необходимости. Раньше, до 1910 г., чай привозили из Китая китайские купцы в магазинах китайских купцов «чызаан». Прессованный чай, разрезанный на куски, обменивался на скот или пушнину. Поэтому в Туве распространено название «кыдат шай» – китайский чай. Этот же чай называли «сарыг шай» – желтый чай и «байгуу шай» – наименование произошло от китайского названия сорта чая «бай-хоа». В семье чай – самая уважаемая и почитаемая еда. Раньше тувинцы готовили чай безостановочно, чайник никогда не был пустым. Поэтому чайник всегда держали в чистоте и порядке.
С давних времён у тувинского народа, первая и главная вещь невесты были мешки для чая и соли. Мешок для чая вышивали узором, а искусные мастера выделывали мешки из шкуры теленка коровы или дичи. До начала свадьбы, юрту невесты ставили на стойбище жениха, с истолчённым чаем в мешке на самом уважаемом месте юрты. Чай и соль специально измельчали в маленькой ступе пестиком. Мать должна была научить свою дочь мастерству приготовления чая с малых лет.
Чай готовили в большом котле. В котёл наливают воду, ставят на огонь, когда вода закипает, убирают пену. Потом кладут чай и соль. Всё время перемешивая, до образования желтого оттенка, затем добавляют козье или коровье молоко. Козье молоко очень нежное и вкусное. Добавив молоко, перемешивали приёмом «саарар» (распространенный у тувинцев приём при приготовлении чая и других напитков, когда налитое в чашу молоко при закипании черпают с помощью большого ковша и с высоты поднятой руки льют обратно в чашу, повторяя процедуру до 40 раз). Перемешивание чая – традиция.
Воздух из отверстия юрты и искры от лиственничного хвороста печи придают особый аромат чаю. Процедура наливания чая в чайник, разливание чая в пиалы – это взаимодействие чая и воздуха юрты от природы. Пить свежий чай – это не потерять полезные свойства чая. У подогретого чая таких свойств не бывает.
У церемонии тувинского чаепития особый ритуал. Сварив утренний чай, хозяйка юрты, наливает немного чая в деревянное ведро, сначала совершает ритуал подношения огню, используя «тос-карак». Потом она выходит из юрты, встав навстречу к восходящему солнцу, совершает ритуал подношения в четыре разные стороны света, огню, небесам, просит счастья и здоровья семье, родным и близким.
Эта церемония подношения придаёт человеку: бодрость и поднимает силу духа. Совершив ритуал подношения небесам, налив чай из чайника, она подаёт пиалу чая своему мужу. Затем она кормит детей.
Тувинский чай бывает следующих видов: Чай (крепкий, чёрный, или чай с молоком); «Шаар» (вновь приготовленный чай со второго раза); «Хымыраан» (чай, в котором не хватаем ни соли, ни чая, ни молока).
Советы сохранения полезных свойств чая: пить без сахара; никогда не пить подогретый чай; хранить в фарфоровой или керамической посуде; следовать традициям приготовления чая своих родителей.
Традиции и обычаи тувинского народа ярко и широко отражаются в устном народном творчестве. Тувинские писатели и композиторы написали немало стихов и песен о чае – любимом напитке. В тувинских произведениях чай прогоняет тоску, придаёт силу, излечивает болезни.