Клуб Альто Клуб Альто
Выполняется загрузка, подождите...

Традиции гостеприимства у украинцев

В селе Кирово Алтайского района Республики Хакасия компактно проживают потомки полтавских украинцев, сохраняя традиции украинского гостеприимства, привезенные более века назад, которые знамениты проявлением доброжелательного отношения к другим людям.

В Украине говорят: «Между людьми надо быть людьми», «Клади перед людьми хлеб на столе, будешь у людей во главе». Во всех украинских землях издавна распространен обычай пригласить гостя в дом, угостить или одарить его чем-либо. Ему предлагают самое удобное место, угощают наилучшей едой.

«Дорогого гостя весной угощают медком, а осенью - молочком», так свидетельствует украинская пословица. В народных обрядовых песнях гостями называют наиболее ожидаемые праздники. Соответственно их ждут, к ним готовятся. Говорили: «Придут к тебе три праздника Первый праздник - это Рождество Христово, другой праздник - Святого Василя, а третий праздник - Святое Крещение».

Взять праздник Рождество - по традиции на этот праздник готовят 12 вкуснейших блюд и приглашают родных на застольное после встречи Рождественской звезды. Этот обряд хорошо описал Николай Васильевич Гоголь в своем произведении «Ночь перед Рождеством». Мы видим, как Великолепная Солоха приготовилась встречать гостей, которые не смотря на непогоду пришли к ней встречать праздник. В этом произведении описано как гостеприимно встречают колядующих жители села одаривая их подарками.

В праздничные дни Масленицы в окнах хат появлялись яркие куколки - домашние Масленицы с множеством косичек - лучиков по числу месяцев в году. Для жителей села это был знак что в этой хате ждут гостей, а хозяйка уже напекла блинов и можно заходить отведать. Хозяюшки пекли очень тоненькие блинчики называя их налистниками. В пятницу масленичной недели тещи принимали зятьев на блины - он так и назывался «К теще на блины», еще в народе этот день называли «Тёщины вечерки». В этот день зятю было отведено лучшее место за столом. Его угощали блинами, предлагали лучшее блюда. Теща гостеприимно встречала зятя со словами «Ласкаво просымо до нашого столу».

Более ярко традиции гостеприимства проявлялись в праздник Святой Пасхи. Хозяйки к этому дню выпекали большое количество куличей, красили много яиц, изготавливали творожные пасхи. Для того чтобы одарить всех родных и нуждающихся односельчан. Много куличей отдавали в местную церковь для прихожан. Каждого пришедшего приглашали к праздничному столу и угощали блюдами украинской кухни - холодцом, домашней колбасой, зельцем.

У жителей села Кирово День Святой Троицы был одним из важнейших праздников годового цикла. Сохранились многочисленные народные обычаи и традиции, связанные с этим днём, а также с неделями до и после Троицы. В субботу перед Троицей происходило одно из важнейших в году поминовение усопших предков. Кроме того, сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слёзы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи. В березовой роще устраивалась праздничная трапеза, на которой обязательно сносились блюда из яиц - яичница-глазунья или вареные яйца, как символ прихода лета, ясного солнышка. На троицу делали куколку Троицу из березового поленца, волосы из травы, а одежду из тканей зеленых оттенков. Традиционно в этот день готовились блюда из яиц, молочных продуктов и трав: салат из молодой капусты, салат из листьев одуванчика, яйца, рубленные с чесноком, драчены и омлеты с зеленью, кутью и коливо (для поминального обеда), гречаники, тушеную рыбу и курицу, запеченное мясо, разные блины и налистники, пироги и караваи, украшенные пряными травами. Из напитков популярными были кисели и взвары.

У жителей села Кирово День Святой Троицы был одним из важнейших праздников годового цикла. Сохранились многочисленные народные обычаи и традиции, связанные с этим днём, а также с неделями до и после Троицы. В субботу перед Троицей происходило одно из важнейших в году поминовение усопших предков. Кроме того, сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слёзы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи. В березовой роще устраивалась праздничная трапеза, на которой обязательно сносились блюда из яиц - яичница-глазунья или вареные яйца, как символ прихода лета, ясного солнышка. На троицу делали куколку Троицу из березового поленца, волосы из травы, а одежду из тканей зеленых оттенков. Традиционно в этот день готовились блюда из яиц, молочных продуктов и трав: салат из молодой капусты, салат из листьев одуванчика, яйца, рубленные с чесноком, драчены и омлеты с зеленью, кутью и коливо (для поминального обеда), гречаники, тушеную рыбу и курицу, запеченное мясо, разные блины и налистники, пироги и караваи, украшенные пряными травами. Из напитков популярными были кисели и взвары.

Очень ярко это прослеживается на празднике Сорочины (Встреча Весны). Хозяйки готовились к встрече Весны выпекая маленькие сдобные булочки в виде птичек и приглашали на угощение. Дети насаживали птичек на палочки бежали на улицу и пели Заклички. Сами женщины наряжались Птицами, делали куколку «Птица Радость» с ней выходили на улицу.

Осенью, после летних работ, когда закончен сбор урожая праздновали Осенины (Праздник урожая), и не один день, а целую неделю. Точной даты этот праздник не имеет, однако, вернее всего праздновать вместе с Авсенем - праздником Осеннего Солнца (Праздник осеннего равноденствия, который каждый раз происходит в разное время с разбросом в три дня: с 19 до 25 сентября). Начинают подготовку задолго до праздника. Мужчины собирались на братчину, вместе садились за стол и не просто пировали, а обсуждали, кто сколько урожая собрал, хватит ли до весны, кому помочь нужно.

В свадебных традициях также прослеживаются обряды гостеприимства. От сватовства - до самой свадьбы. Когда приходили сваты их сажали на самое почетное место и угощали с размахом - все что было ставилось на стол. В случае принятия предложения дивчина разрезала специальный хлеб и угощала все присутствующих. Приглашение на свадьбу невеста с женихом разносили в виде - Свадебных шашек (красиво украшенные маленькие сдобные булочки). На свадьбе гуляло все село. Никому не отказывали в том, чтобы посидеть за свадебным столом.

На праздники было принято ярко наряжаться в вышиванки - национальную одежду, плод сложной и кропотливой работы, которая наполнена огромной цветовой палитрой и сакральными орнаментами. Вышивка костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы вышитых орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными. В вышивках, росписях и литературных произведениях часто изображали калину которая несет глубоко символичный элемент украинской культуры, пронизывающий народные традиции, фольклор, искусство и быт. Она символизирует красоту, любовь, материнство. В украинских песнях, сказках и обрядах калина часто выступает как метафора жизненных циклов, радости и скорби.

На праздники было хорошим тоном приглашать кобзаря, и даже у самого бедного крестьянина была часть земли «старцева долька», которая шла в дань сказителям. Это была своего рода обязанность, ведь обидеть кобзаря означало навлечь на себя гнев богов. Кобзарство – благодатная стезя, потому что эти люди принимались везде. Они затрагивали религиозную тему, играли на свадьбах юмористические песни и песни-поучалки для молодых. Одним из великих кобзарей является Тарас Григорьевич Шевченко. В 1840 г. в Петербурге вышло его произведение «Кобзарь», в котором были собраны стихи о жизни украинского народа. В народных песнях также прослеживаются традиции гостеприимства. Например, песня «Зеленее жито» в которой поется о том какие хорошие гости за столом. Поныне употребительными являются словесные формулы приветствия-гостеприимства: «С воскресеньем святым будьте здоровы!», «С праздником будьте здоровы!», «Заходьте до хаты».

Важной частью украинской культуры является общение за столом, где собирались все вместе, дабы разделить между собой вкусную пищу, проявить традиции гостеприимства. Постройка дома всем миром - еще одна из традиций сохранившаяся в селе. На постройку дома звали всех родственников из села и хороших знакомых, устраивали «Помочи». После работы хозяйка всех угощала. Главным на столе был борщ по семейным рецептам. Это и красный борщ, и белый борщ, и капустняк, вареники с различными начинками, жареная рыба, мясные блюда. Хозяйка проявляла традиции гостеприимства угощаю помощников.

Украинская хата – это чаще всего именно мазанка. Такой тип жилища представлен на всей территории Украины, а связано это с природными условиями. В южных, причерноморских степях, с лесом всегда было как-то не очень богато. Поэтому местные жители приспособились строить свои дома используя минимум дерева. Стены возводили из сплетённых веток, кирпича – сырца, или в лучшем случае, из половинок бревна. Затем всё это обмазывалось (отсюда и название – мазанка) смесью глины с соломой, навозом или другим наполнителем. И в заключение строительства стены белились известью или, что чаще – мелом, поэтому стены и снаружи и внутри были белыми. Эти белые хаты мазанки всегда были настоящими символами Украины. Белые стены так контрастируют с окружающим миром, что производят неизгладимое впечатление на художников. Так, Илья Репин в 1901 г. написал картину «Украинская хата», Архип Куинджи в 1878 г. написал картину «Вечер на Украине» - на ней светлыми пятнами выступают беленые стены мазанок, а на картине Владимира Маковского «Украинский пейзаж с хатами», написанной в 1901 г. спускаясь к реке по косогору, выстроились в ряд хаты с белыми стенами и жёлтыми соломенными крышами.

Украинская кухня считается одной из самых богатых и разнообразных. Процесс ее развития растянулся на несколько веков. За это время она успела позаимствовать несколько заморских блюд и, доведя технологию их приготовления до совершенства, поделиться ими со всем миром. В разные периоды о яствах украинской кухни рассказывали в своих произведениях писатели и поэты. Сегодня же их с удовольствием готовят знаменитые шеф-повара.

Отличается традиционная украинская кухня применением в готовке большого количества сала, муки из пшеницы и свеклы. Также существенным отличием является и использование комбинированного типа термической обработки. В других национальных кухнях блюдо в основном придается одному виду обработки. Его либо жарят, либо варят, либо тушат.

Считается, что любимым лакомством украинцев является сало. Они его жарят и употребляют с овощами или хлебом, называется это шкварками. Свиное сало украинцы начали использовать в пищу только в XVII–XVIII веках. Началось это с казаков. Именно они первые стали готовить и есть сало. Украинцы не очень хорошо приняли говядину. Коровы больше разводились для получения кисломолочных продуктов, а волы были использованы только как тягловый скот, а не для употребления в пищу. Более того, их мясо считалось не очень чистым, ведь оно отдавало запахом пота. Многие просто брезговали его есть. К тому же свинина намного мягче и вкуснее.

Вареники являются для украинского народа своеобразным символом. Любовь к ним у населения просто огромна. Количество начинок не поддается исчислению. В древние времена богатые люди ели вареники из пшеничной муки, а бедным приходилось делать тесто из гречневой муки, которая была и дешевле и меньше пользовалась популярностью. Вареники фигурировали во многих стихах и песнях украинского народа. Вареники фигурировали во многих стихах и песнях украинского народа. Это блюдо описал в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Николай Васильевич Гоголь, а в произведении «Ночь перед Рождеством», как их ел один из персонажей: «Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать».

Сегодня вареники готовят с самыми разными начинками: с картошкой, с вишней, с грибами, с мясом, с тушеной капустой. Но главное - это тесто, оно должно быть нежным, как пуховая подушка. К вареникам обязательно подают сметану или растопленное сливочное масло. К сладким вареникам - мед и варенье, а к несладким – «шкварки» - зажаренное сало с луком. Готовят также «ленивые вареники» - без начинки, творог здесь добавляется прямо в тесто. Когда-то, на следующий день после свадьбы подружки невесты приносили ей на завтрак вареники. Даже когда приходили проведать только что родившую женщину, несли горячие вареники.

В 2022 г. ЮНЕСКО включила украинский борщ в список мирового культурного наследия. Для того, чтобы приготовить настоящий украинский борщ варят мясной бульон и процеживают его. Свежую свеклу нужно очистить и нарезать тоненькой соломкой. Тушат свеклу вместе с томатной пастой, немного добавляют уксус и заливают небольшим количеством бульона. Тушение занимает около 30 минут. Лук и морковь обжаривают на масле и добавляют муку. Заливают это все бульоном и доводят до кипения. Картофель чистят и нарезают кубиками. Капусту нарезают крупно и вместе с картофелем помещают в подготовленный бульон. Когда это все закипит, добавить тушеную свеклу, соль, перец и другие специи. Для заправки готового борща берут сало, перетертое чесноком, нарезанные тонкими ломтиками помидоры и поставить на большой огонь. Когда борщ закипит, его следует тут же выключить и оставить настояться в течение получаса. Все, борщ готов.

Кульминацией сохранившегося украинского гостеприимства в Кирово стал республиканский гастрономический ежегодный фестиваль «Смачный борщей» где жители села проявляют гостеприимство в полной мере. Праздник проходит уже седьмой раз и с каждым годом собирает все больше гостей. Главным гастрономическим событием стало приготовление 200 литров белого борща.

Мы используем cookie-файлы. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать сайт лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.